boitopkreapp

26.12
13:09

Как узреть, ослепнув


В рецензии раскрывается сюжет.Набоков остается для меня полнейшей загадкой. Остаточные отзвуки его личности на страницах произведений вызывают у меня стойкую антипатию на подсознательном уровне. Причем, эта антипатия никак не связана с пресловутым сюжетом «Лолиты», сразу оговорюсь. Просто отчетливо чувствуется его желчность, недовольство, язвительность и еще что-то неуловимое, но неприятное. Но как бы я не относилась к Набокову-человеку (тем более учитывая крайнюю субъективность подобного отношения), я стабильно высоко оцениваю плоды трудов Набокова-писателя.«Камера обскура» - изящная и талантливая вещь. Эдакая красивая старинная шкатулка, найденная где-то на чердаке, с множеством ящичков и секретных отделений. Ты нетерпеливо пытаешься открыть каждый из них, ожидая увидеть драгоценные украшения или, как минимум, тайную переписку, но находишь лишь полусгнивший мусор и дохлых насекомых. Обидно, правда? Но красота самой вещи от содержимого абсолютно не страдает. Набоков – насмешник.Мне было слишком тяжело с «Защитой Лужина», легче, но все равно тяжело – с «Лолитой», непростительно легко – с «Машенькой». А вот «Камера обскура» настолько гармонична, настолько идеальна, не побоюсь этого слова, по сочетанию слога и сюжета, красоты и мерзости, символизма и кинематографичности, что даже удивительно. История героев этого произведения неисправимо банальна, если рассматривать ее анфас. Кречмар, среднестатистический мужчина среднего возраста, имея жену, ребенка и стабильный доход, мучается в серой душной атмосфере своей жизни, с закостенелыми привычками и показной добропорядочностью. Разумеется, он влюбляется в юную и ловкую, но ничем более не примечательную особу, которая отлично знает, как себя вести в подобных ситуациях. И разумеется, ни к чему хорошему вышеуказанного гражданина подобная ситуация привести не может. Все предсказуемо и логично. Но если поменять угол зрения, то картина приобретает объем и буйство красок. Здесь и бесцветность, но одновременно нежность персонажей жены и дочери Кречмара, и оглушающая тьма последних страниц, и абсолютно абсурдный и легкомысленный элемент в виде морской свинки, и осознание трагедии отдельно взятого человека, который даже не догадывается о том, что читатель ясно видит с самого начала. Собственно, главный герой, хотя я ему и сочувствовала, так и не смог обойти по силе созданного впечатления других персонажей. Он до конца остался для меня собирательным образом, лишенным воли и индивидуальности, равно как и сильного чувства, которое могло бы оправдать драматизм истории. Его предполагаемая любовь к Магде показалась мне эфемерной выдумкой, самообманом ограниченной натуры, вызванным неудовлетворенностью и страхом. Но это не вина писателя, он нарочно производит такое впечатление, ведет читателя за руку в правильном направлении, одновременно нашептывая сбивающую с толку чепуху. Набоков – мистификатор.Хочу отметить два момента, которые меня восхитили наиболее всего. Первый – это чувства между Магдой и Горном. Практически не освещенные автором, который лишь очертил их контуры, отношения между этими двумя персонажами, тем не менее, привлекают внимание своей извращенной искренностью. Удивляет сам факт, что приходится признавать вероятность способности любить в таких бесконечно отрицательных героях, которые привыкли сами спекулировать на чувствах других людей. Но чем бы это ни было – случайностью, ностальгией, влечением, паразитированием – чувства между ними сильны, они искрят от эмоций, но удивительно стабильны. Наблюдать за их рассудочной, взаимовыгодной, но такой неразумной связью, было намного интереснее, чем за основной любовной линией. Второй момент – это случай, который открыл главному герою глаза на поведение своей зазнобы. Это просто гениально. Встретить знакомого писателя, которого не видел много лет, попросить прочесть что-нибудь из его новых сочинений, и узнать в героях его книги свою любовь и ее любовника, увидеть их чужими глазами и услышать разоблачающий их разговор, ведь этот знакомый писатель усердно и достоверно описывает лишь то, что видит вокруг. Эта невероятная цепочка совпадений могла бы показаться нелепой, но в масштабе конкретного произведения преломляется и выглядит изощренно жестоким и безумно красивым ходом. Мои овации автору. Набоков – эстет. «Камера обскура» вполне может стать отличным началом для знакомства с творчеством Набокова. В ней хватает и образности языка, и изящества оборотов, и плавности развития событий, и динамичности сюжета. Здесь смысл не спрятан под многослойным кружевом слов, устать от текста или заскучать при чтении будет сложно. Это произведение вызывает восхищение отточенностью стиля и способностью Набокова превратить любую банальность в новаторскую идею, создать из гальки жемчуг, а из грязи – нежное суфле. Набоков – алхимик, не иначе.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).




Папки